Такие результаты показал совместный опрос* ВТБ и «Открытие Авто».
Чаще всего меняют автомобили через 4–5 лет использования на Северном Кавказе: так делают 35 % жителей этого региона. В ЮФО таких автолюбителей 34 %, а на Дальнем Востоке — чуть менее трети.
Использовать автомобиль «до последнего» предпочитают 19 % россиян. Бережливее всего к машинам относятся жители Центрального федерального округа и Сибири: почти четверть из них предпочитают использовать автомобиль до выработки ресурса, следует из опроса. Примерно каждый десятый респондент заявил о том, что меняет машину через 2–3 года после её покупки. Причём на Дальнем Востоке таких автовладельцев больше, чем в среднем по России, — 15 %. Ежегодно другое авто приобретают порядка 1 % россиян.
Проведённое исследование также показало, что около 40 % автовладельцев купили свою первую машину в возрасте 18–25 лет. Ещё около четверти решились на покупку, достигнув 26–30 лет. При этом большая часть (57 %) опрошенных приобрели свой первый автомобиль на заработанные или накопленные средства, 21 % использовали для этого кредит, ещё 10 % получили его в подарок, а 5 % унаследовали.
Число машин, которыми владеют россияне, ожидаемо зависит от возраста респондентов: у молодёжи до 35 лет это одна-две машины, представители более возрастной аудитории указывают, что имели в собственности более трёх авто (40 %). При этом мужчины заявляют, что владели большим числом автомобилей в течение жизни, чем женщины (38 % против 20 %).
Почти 40 % россиян не считают изменение линейки представленных на рынке марок ограничивающим фактором и находят текущий выбор удовлетворительным: 7 % покупают или планируют покупку отечественных авто, а 29 % предпочитают выбирать автомобили на вторичном рынке, где выбор остался столь же широким. При этом 59 % россиян в этом году изменили планы по покупке машины из-за текущей ситуации на рынке, так как снизилось предложение новых транспортных средств.
«Несмотря на серьёзные вызовы для отечественного авторынка, с которыми он столкнулся в прошлом году, уровень автомобилизации в России растёт. По данным ВЦИОМ, сегодня одна или несколько машин есть более чем у 60 % семей, в этом году приобрести авто планирует четверть опрошенных россиян. На этом фоне мы фиксируем активный спрос на автокредиты, которые помогают клиентам осуществить планы. В первом полугодии россияне заняли на покупку машин рекордные 606 млрд рублей, что на 19 % превышает результат первой половины рекордного 2021 года. Факторами роста выступают отложенный спрос 2022 года, активное проникновение китайских брендов, а также увеличение интереса к отечественным авто: их доля в продажах выросла в 1,5 раза», — прокомментировал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая:
«В ближайшее время цены могут продолжить корректироваться, поэтому имеет смысл присмотреться к представленным на рынке вариантам. В пределах 1,5 млн рублей из машин эконом-сегмента можно выбрать любые марки на первичном и вторичном рынке, на них есть альтернативные запчасти. Владеть премиальными автомобилями за 1,5–2,5 млн рублей будет дороже: в целом, на них налажен параллельный импорт, но запчасти приходится ждать уже дольше. В долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на китайские бренды — из-за количества сервисных центров и стабильной доступности комплектующих. К примеру, Haval Jolion, Geely Coolray, Haval F7, Chery Tiggo 4 из-за своей популярности представлены в большом количестве и в сегменте новых авто, и на „вторичке“, а значит, есть из чего выбрать. Кроме этого, всё больше автопроизводителей из КНР предлагают выгодные субсидии при кредитовании своих брендов».
*В опросе «Открытия Авто» и ВТБ приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет, имеющие автомобиль в собственности или планирующие его приобрести. Репрезентативная выборка охватила свыше 1,5 тысячи человек.